Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок дошкольного возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный. Чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослым необходимо приложить много усилий, эмоций, «превратиться в ребёнка», стать другом. Активный слушатель очень любознателен, задаёт много вопросов, открыт и эмоционален. В мир книги вводим ребёнка постепенно, ненавязчиво играя, «прививая любовь» к книге.
Чтение книг маленькому ребёнку родителями, прежде всего, объединяет семью, сближает, даёт первичные представления о добре и зле, приносит радость ребёнку и, конечно же, очень хорошо, когда рядом мама или папа.
Взрослый человек, читающий ребенку книгу, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов. Взрослый человек - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги, и значение этой связи трудно переоценить.
Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.
Вот несколько простых рекомендаций, которых нужно придерживаться при чтении книг детям:
- Читайте только те книги, которые нравятся Вам и вашему ребёнку. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребёнок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
- Отвечайте только на, те вопросы, которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задает сам!
- Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа, а при желании можно и обыграть сказку, используя куклу-перчатку или переодеваясь в героев сказки (тут уж ваш «полёт» фантазии и желания).
- Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.
- Когда читаете ребёнку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами.
- Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить Ваш рассказ.
- Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет сейчас ребенок слушать до конца - не нужно заставлять.
- Если малыш полюбил одну из сказок и просит повторять ее снова и снова, нельзя ему отказывать. Придет время, и другая сказка станет любимой.
- Читайте сами книги, видь пример взрослых неоценим!
Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребенка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус. Читайте вслух всю жизнь! Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.
В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению.
Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией вашей семьи!
Арбузова Евгения Викторовна. Октябрь 2021 г. Группа №6.