Версия сайта для слабовидящих

Запись в детский сад

Уважаемые родители! Записать ребенка в детский сад Вы можете здесь

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Госуслуги
Решаем вместе

Сейчас на сайте

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Последнее обновление информации на сайте

 

Пальчиковые дорожки для развития речи дошкольников

О значимости мелкой моторики написано не мало. Уверена, каждый родитель слышал, что, развивая пальчики, мы помогаем развиваться речи малыша.

Мелкая моторика формируется постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в игры.

Для развития речи и мелкой моторики я предлагаю для дошкольников «пальчиковые дорожки».

 Пальчиковые дорожки - отличные тренажеры для маленьких детских пальчиков. Нам, взрослым, кажется, что может быть проще, чем ходить пальчиками по пуговицам, или раскрывать молнию. Но для малышей - это все труд и познание!  С пальчиковыми дорожками можно проводить увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Я начинаю работу с самого легкого варианта: без речевого сопровождения шагать по дорожкам – для начала «шаги» указательным и средним пальцами. Затем постепенно ввожу остальные пальцы руки в следующей последовательности:

- указательный и средний пальчики;

- указательный и безымянный пальчики;

- указательный палец и мизинец;

- большой палец и мизинец;

- большой и указательный пальчики;

- большой и средний пальчики;

- большой и безымянный пальчики;

- средний и безымянный пальчики;

- средний палец и мизинец;

- безымянный и мизинец.

   Далее одновременные движения пальчиками обеих рук. Затем ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 После этого мы добавляем речевое сопровождение.

Для автоматизации поставленных звуков я использую следующие задания:

- веди пальцем по дорожке и произноси звук Р и т.д.;

- «Шагай пальчиками по дорожке вверх, правильно произнося слоги:

   ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши и т.д.

Так же автоматизируем звуки в словах, предложениях, скороговорках. Учим с помощью пальчиковых дорожек стихотворения.

Пальчиковые дорожки также можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий, развитии фонематического слуха: «Посчитай слово», «Большой-маленький», «Подели слова на слоги» и т.д.

Отдельно стоит упомянуть использование сенсорных фонов для игр по правилам. Многие известные и популярные у детей игры по правилам можно перевести в пальчиковые игры, например, классики.

Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

Следует отметить, что речь у человека является инструментом мышления, тем самым развивая речь – мы даем мощный толчок интеллектуальному развитию ребенка. Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего, под влиянием речи изменяется восприятие ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

Запотылок Елена Геннадьевна, учитель-логопед. Декабрь 2021г.