Вхождение ребёнка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. У человека всё закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего чётких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Знакомство ребёнка с профессией происходит в развивающей среде, а также в процессе сюжетно-ролевых игр.
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. В этом и заключается актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями.
В разновозрастной группе № 3 (5-7 лет) мы с детьми регулярно организуем сюжетно-ролевые игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, водитель, строитель и т.д.). В играх воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Дети охотно наряжаются в костюмы врачей, актеров театра, военных и т. д., данные костюмы имеются в уголке ряжения.
В ходе профориентационных игр происходит стимулирование детей:
-совместно с детьми мы изготавливаем новые атрибуты: технику, инструменты (бинокли, музыкальные инструменты, книжки-малышки и т. д.), дети приносят в детский сад пустые коробочки, бутылочки, баночки для таких игр как «Магазин», «Парикмахерская» и др.
-используем «рабочую» форму, костюмы;
-вводим в игру новые роли — специальности;
-расширяем набор сюжетов для игр («Магазин», «Парикмахерская», «Театр», «Больница» и т. п.).
Дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Для этого в группе была организована в соответствии возрастными особенностями профориентационная предметно-развивающая среда:
-подобрана художественная литература, самодельные книжки-малышки, связанные с темой «Профессии», в книжном уголке;
-созданы картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок и стихов о профессиях и орудиях труда;
-подобраны иллюстрации, раскраски с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
-проводятся дидактические игры по ознакомлению с профессиями;
-имеется демонстрационный материал по теме «Профессии»;
-оформлена стенгазета с фотографиями «Играем в профессии».
В конечном результате у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, а также развивается чувство уважения к людям разных профессий.
Автор: воспитатель Федорова Ольга Игоревна