Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнёте привычку, посейте привычку и вы пожнёте характер, посейте характер и вы пожнёте судьбу».
В первые пять лет жизни ребёнка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребёнок поступает так, а не иначе.
Великий педагог А. С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделёнными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.
Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.
Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.
В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребёнка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно.
Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаёте ребёнку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребёнку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели – ребёнок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.
Воспитывая ребёнка, старайтесь придерживаться следующих правил:
- Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
- Старайтесь внушать ребёнку веру в себя и свои силы.
- Стремитесь понять своего ребёнка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребёнка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание своего ребёнка несёте именно ВЫ.
Федорова Ольга Игоревна, воспитатель группы № 3. Октябрь 2020 г.